пролог к празднику

История рождественских украшений в России

Рождественские украшения

Пишет:Тина Гай
Рождественские украшения пришли в Россию поздно – вместе с введением Петром Первым Нового года 1 января 1700 года, навсегда установившим европейское летоисчисление, заменившее церковно-православное – от сотворения мира.

С тех пор европейские, а точнее, католические, рождественско-новогодние традиции подготовки и празднования Рождества постоянно расширяют свои временные границы. Если Петр Великий высочайшим указом повелел готовиться к празднованию наступающего Нового года с пятнадцатого декабря и праздновать его фейерверками, пушками и кострами только семь дней (с первого по седьмое января), то сегодня время подготовки распространилось уже на весь декабрь и даже ноябрь, открывающий новогоднюю торговлю рождественскими украшениями.


Глобализация в действии.

Раньше в России понятия не имели, что такое Адвент, в переводе с латинского означающий «пришествие, приход». Он устанавливает день, с которого начинается обратный отсчет времени до наступления Рождества (за четыре воскресенья до праздника).

А сегодня в моду входит не только слово, но и изготовление адвент-календарей, отсчитывающих дни до наступления Рождества и являющихся первым рождественским украшением домов, особенно там, где есть дети. Собственно для них эти календари и делаются.

В адвент-календарях на каждый день рождественского подготовительного периода, начиная с четвертого воскресенья до наступления Рождества, делают кармашки, в которые кладут для ребенка сладости или записочки с пожеланиями, а в верующих семьях – с цитатами из Священного Писания.

Существуют разные виды адвент-календарей, не обязательно с кармашками, часто их заменяют ярко-красными шнурками с развешенными на них детскими рукавичками, носочками, чулочками, шапочками, ведерочками.... В них тоже кладут записочки с пожеланиями и сладостями.

Традиция создания Рождественских календарей немецкого происхождения, как и Рождественская елка. Так период, отсчитывающий дни до праздника, становится радостным временем ожидания чудес и желаний, которые обязательно исполнятся в Рождественскую ночь.

Новый год в Европе ни по значимости, ни по волшебству, ни по долгожданности не является равным Рождеству. Он просто обозначает календарную границу окончания одного года и начала другого. В России же - все наоборот: Рождество, наступающее семью днями позже Нового года, праздника самого яркого и долгожданного, отмечается тихо, без суеты и беготни по магазинам, с которыми неизменно связывается подготовка к Новому году.

И потому к православному Рождеству отношение многих довольно равнодушное в отличие от отношения к католическому, привлекающего атмосферой радости, тепла, ожидания подарков, яркой и очаровательной праздничностью.

В рождественских украшениях наблюдается та же тенденция: все больше и чаще в Россию приходят традиционные европейские украшения. Сначала из Германии к нам пришли Рождественские елочки, потом из Италии - рождественские вертепы с Богомладенцем, позднее - Санта-Клаус, родом уже из Америки, и, наконец, Рождественские адвент-календари, впервые напечатанные тоже в Германии.

Может быть, исторически все было и не в том порядке, но это неважно, главное, что запад все активнее покоряет восточные пространства своими яркими традициями, внешней привлекательностью и атмосферой ожидания чего-то необыкновенно-волшебного.

Меняется в соответствие с европейской модой цвет Рождества: с традиционного зеленого, символа торжества жизни, на ярко-красный, символ сердца и Вифлеемской звезды. Появились Рождественские красные башмачки, ярко-красные свечи, Рождественские сани и, конечно, Рождественские венки, которыми в Европе украшают дома внутри и снаружи.

Венок – символ вечности, завершение одного и начало другого, круговорота в природе и возвращения одного и того же: один год сменяется следующим, одно Рождество - другим, зима сменяет осень, а весна - зиму. Рождественский венок украшается четырьмя свечами, зажигаемых поочередно в каждое следующее воскресенье Адвента.

Рождественские венки делаются из веток вечно зеленых растений сосны, ели, можжевельника, пихты или кипариса, украшаются еловыми шишками, раскрашенными традиционным золотым цветом, ярко-красными бантами или лентами, золотыми колокольчиками, грецкими орехами, яблоками, красными ягодами калины, шиповника, рябины.

В прошлом году и я решила обзавестись таким венком, правда, повесить его на дверь рука не поднялась, но в качестве украшения Рождественского праздничного стола он подошел в самый раз. И глазу приятно, и гостям – подарок. Ну, и конечно, огни: камины, свечи, яркие подсвечники, гирлянды, без которых не мыслимо Рождество.

Каждый год дарю своим друзьям подсвечники самых разных форм и еще парочка остается до следующего Рождества. А вот елку ставить перестала. Есть маленькая, искусственная с маленькими игрушечками и огоньками, неизменно украшающая праздничный стол.

Вообще с годами рождественско-новогодних украшений становится все меньше и сегодня они совсем не такие, как двадцать лет назад. Тогда дом украшала живая пахучая елка с традиционным Дедом Морозом, Снегурочкой подарками под елкой, стеклянными сосульками, снежинками и бусами. Но это было так давно, что кажется вообще история из другой жизни.

В этом году я еще даже не приступала к рождественским хлопотам, хотя завтра наступит последнее воскресенье адвента и в Рождественском венке зажгут последнюю свечу, а еще через несколько дней в Европе наступит Сочельник и во всех европейских домах зажгутся огни рождественских елок и наступит долгожданное Рождество.

Они будут радовать глаз еще двенадцать дней и ночей, а на Богоявление – убраны в кладовку до следующего Рождества. В России же Рождественский Сочельник - еще впереди, хотя новогодние украшения уже занимают свои положенные места.

В этом году смотрю на город, и ничего в нем не говорит ни о Новом годе, ни тем более – о Рождестве. Только в магазинах – буйство рождественских украшений, подарков и сувениров, все больше по-европейски ярких, но радости от них почему-то нет. И вспомнилась мне "Рождественская песнь" Киплинга, тоже не очень веселая.

Спаситель наш, кому хвалу
Поет и люд, и скот,
На смену летнему теплу
Ветра и стужу шлет.
Ветра и стужу, добрый сэр,
До самых вешних дней:
Их посылает наш Господь,
А Господу видней.

Когда с болот не сходит лед
Морозною порой,
И разрываются сердца
У яблонь под корой, —
Мы тоже мерзнем, добрый сэр,
В разгар январских дней:
Уж так нам повелел Господь,
А Господу видней.

Но если яблоня мертва, —
По милости Творца
Она годится на дрова
И греет нам сердца
В мороз и стужу, добрый сэр,
До самых вешних дней:
Не так ли повелел Господь?
А Господу видней.

Храни Христос наш мирный кров
И всех, кто здесь живет,
И берег наш — от чужаков,
И край наш — от невзгод.
И наши души — от вранья,
Чтоб до скончанья дней
Греха не знали вы да я.
А Господу видней.
(Перевод — Бородицкая М.)


Зажжена последняя свеча перед Рождеством
Да… Все смешалось: католичество с православием, христианство с язычеством, запад с востоком и где проходит между ними граница - уже никто и не скажет.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *